Еврейская земледельческая колонизация в СССР… Продолжение
Мендель Горшман. «Стройка в Биробиджане». Литография. 1935 г.
Вскоре после провозглашения Еврейской автономной области в 1934 году ОЗЕТ и Всекохудожник организовали творческую командировку в Биробиджан с целью представить широкой публике прогресс, достигнутый территориальной единицей с момента прибытия первых переселенцев в 1928 году. В состав бригады вошли Евгений Львов, Роман Гершаник, Лев Зевин, Михаил Штейнер и Мендель Горшман, к которым позже присоединились еще два художника, уже проживавшие в Биробиджане: Йосиф Зисман и Борис Розенблит. Несмотря на то, что еврейское население в новой области не превышало 20%, Биробиджан продолжал служить символом еврейского национального строительства в государственной пропаганде до конца тридцатых годов.
Командированные художники стремились передать «покорение тайги» через пейзажи, подчеркивающие переход от деревенской, нетронутой природы к полноценным городам и промышленным центрам. В собрании Музея истории евреев в России хранятся некоторые рисунки, гравюры и акварели, созданные Горшманом во время этой поездки. Цветная литография 1935 года «Стройка в Биробиджане» является особенно показательной в плане подхода художника к жанру. Диагональная полоса земли, идущая вдоль реки, отделяет участок целинной земли слева от стройки, давшей произведению свое название. За счёт этого простого приема композиция акцентирует контраст между старым и новым и, следовательно, переходное качество Биробиджана – территории, которая не является ни сельской, ни городской, а скорее находится в процессе трансформации. Электрические сети, грузовики и многоэтажные здания сосуществуют с грунтовыми дорогами, скромными домами и сельскохозяйственными животными. Обещание светлого еврейского будущего начертано на ландшафте, но еще не исполнено. «Стройка в Биробиджане» была включена в экспозицию «Еврейская автономная область и еврейские нацрайоны в живописи и графике» (Москва, 1936 г.) – проект, призванный подвести итог достижениям советской национальной политики в решении «еврейского вопроса». Спустя лишь два года после выставки КОМЗЕТ и ОЗЕТ были ликвидированы, многие их лидеров расстреляны или отправлены в лагеря, а переселение в Биробиджан прекратилось до конца Второй мировой войны. Под этим мрачным светом стройки стали все больше походить на руины.
Обложка каталога выставки 1936 г. (РГБ)