Декабрь

Ко дню рождения Марка Антокольского

В ноябре 2024 года исполнилось 144 года со дня рождения Марка Антокольского – российского скульптора еврейского происхождения, ярчайшего представителя академический классической скульптуры, мастера с мировой славой, принесшему известность русскому искусству ваяния в конце XIX – начале XX вв. К памятной дате киностудией Григ-фильм был снят документальный фильм «Россия Марка Антокольского» (реж. – Григорий Илугдин), который вышел в эфир в начале декабря и уже доступен на видеоресурсах по ссылкам:
https://rutube.ru/video/be825297d34c7f18f400220297880d85/
https://www.youtube.com/watch?v=2-rdbQcN-Y8
Наш Музей оказал посильную помощь авторам в создании фильма, предоставив им в распоряжение часть экспозиции и фондов для съемок. Это, по замыслу режиссера, дает возможность передать атмосферу, в которой проявил свой дар маленький Мордух (Мордко) – будущий великий скульптор Марк Матвеевич Антокольский. Один из восьмерых детей в небогатой религиозной еврейской семье Марк вытянул поистине счастливый билет и смог разорвать привычный круг еврейского местечка. Санкт-Петербург навсегда стал его городом, и, даже уехав, он до конца жизни считал себя русским художником.

Ноябрь

Еврейская земледельческая колонизация в СССР… Продолжение

Мендель Горшман. «Стройка в Биробиджане». Литография. 1935 г.
Вскоре после провозглашения Еврейской автономной области в 1934 году ОЗЕТ и Всекохудожник организовали творческую командировку в Биробиджан с целью представить широкой публике прогресс, достигнутый территориальной единицей с момента прибытия первых переселенцев в 1928 году. В состав бригады вошли Евгений Львов, Роман Гершаник, Лев Зевин, Михаил Штейнер и Мендель Горшман, к которым позже присоединились еще два художника, уже проживавшие в Биробиджане: Йосиф Зисман и Борис Розенблит. Несмотря на то, что еврейское население в новой области не превышало 20%, Биробиджан продолжал служить символом еврейского национального строительства в государственной пропаганде до конца тридцатых годов.
Командированные художники стремились передать «покорение тайги» через пейзажи, подчеркивающие переход от деревенской, нетронутой природы к полноценным городам и промышленным центрам. В собрании Музея истории евреев в России хранятся некоторые рисунки, гравюры и акварели, созданные Горшманом во время этой поездки. Цветная литография 1935 года «Стройка в Биробиджане» является особенно показательной в плане подхода художника к жанру. Диагональная полоса земли, идущая вдоль реки, отделяет участок целинной земли слева от стройки, давшей произведению свое название. За счёт этого простого приема композиция акцентирует контраст между старым и новым и, следовательно, переходное качество Биробиджана – территории, которая не является ни сельской, ни городской, а скорее находится в процессе трансформации. Электрические сети, грузовики и многоэтажные здания сосуществуют с грунтовыми дорогами, скромными домами и сельскохозяйственными животными. Обещание светлого еврейского будущего начертано на ландшафте, но еще не исполнено. «Стройка в Биробиджане» была включена в экспозицию «Еврейская автономная область и еврейские нацрайоны в живописи и графике» (Москва, 1936 г.) – проект, призванный подвести итог достижениям советской национальной политики в решении «еврейского вопроса». Спустя лишь два года после выставки КОМЗЕТ и ОЗЕТ были ликвидированы, многие их лидеров расстреляны или отправлены в лагеря, а переселение в Биробиджан прекратилось до конца Второй мировой войны. Под этим мрачным светом стройки стали все больше походить на руины. 

Обложка каталога выставки 1936 г. (РГБ)

Октябрь

Еврейская земледельческая колонизация в СССР… Продолжение

Марк Эпштейн: «Человек с косой». Бумага, тушь. 1927 г. Из серии «Еврейские колхозы. Крым»

В начале XX века Российская империя стала эпицентром движения, направленного на формирование современного еврейского искусства. За короткий, но плодотворный период молодое поколение художников, прекрасно знакомых с достижениями как западного авангардного искусства, так и еврейской традиционной культуры, сумело синтезировать уроки кубизма, футуризма и экспрессионизма с пластическими качествами народного орнамента, который в то время открывали этнографические экспедиции. В значительной степени этот проект стал возможным благодаря усилиям Культур-Лиги – организации, основанной в Киеве в 1918 году с целью развития еврейской светской культуры на идише. Её художественная секция определила контуры нового национального стиля посредством выставочной, издательской и образовательной деятельности. Когда в конце 1920 года коммунистическая партия взяла Культур-Лигу под свой контроль, многие ее участники покинули Киев и поселились в других городах. Среди тех, кто решил остаться, был скульптор и график Марк Эпштейн – один из основателей и первых преподавателей художественной студии Культур-Лиги.
В 1924 году студия перешла в подчинение Евсекции и получила новое название: «Еврейская художественно-промышленная школа». Там Эпштейн занимал пост директора вплоть до закрытия учреждения в 1931 году. Под его руководством студенты обращались преимущественно к темам местечкового быта, но не только. Согласно краткому сообщению, опубликованному в журнале «Советское искусство», летом 1927 года Эпштейн и его ученики отправились в еврейские колонии Крыма, чтобы делать зарисовки с натуры. Как показала предыдущая серия Рыбака, тема «нового еврея», работающего на земле, была актуальна как для советских властей, продвигавших кампанию по переселению, так и для художников, интересующихся современной еврейской жизнью. На решение предпринять эту командировку ещё мог повлиять тот факт, что киевская школа частично финансировалась Джойнтом – американской благотворительной организацией, активно участвовавшей в процессе земледельческой колонизации.
Один из рисунков тушью, сделанных Эпштейном во время поездки в Крым, находится сейчас в собрании МИЕВРа. В центре листа представлена фигура стоящего колониста, держащего косу. Трактовка максимально лаконичная и беглая, но при этом в наброске преобладает ощущение объёмности и монументальное чувство формы. Массивный торс, босые ноги и мощные руки служат акцентными точками композиции, тем самым привлекая внимание к метаморфозе еврейской телесности при новых обстоятельствах. Несмотря на очевидную физическую силу этого косаря, изображение не совсем вписывается в героическую модель, распространенную в официальном искусстве и визуальной культуре: статичная поза героя, лишённая пафоса, скорее намекает на усталость неопытного земледельца после тяжёлого рабочего дня.

Сентябрь

Еврейская земледельческая колонизация в СССР… Продолжение

Иссахар Бер Рыбак: «Вечернее настроение» и «Синагога в бараке». Альбом литографий «На еврейских полях Украины» (1926 г.).
Графический альбом «На еврейских полях Украины», изданный в Париже в 1926 году, стал результатом двухмесячного путешествия Иссахара Бера Рыбака по еврейским колониям Херсона и Крыма летом 1925 года. До своего короткого возвращения в Советский Союз художник провёл три года в Берлине, где не только участвовал в модернистских кружках, но и разрабатывал рекламные материалы для ОРТа – благотворительной организации, занимающейся предоставлением восточноевропейским евреям навыков и оборудования, необходимых для работы в промышленности и сельском хозяйстве. Сотрудничество с ОРТом позволило Рыбаку быть в курсе процесса земледельческой колонизации, происходящего в СССР, и, вероятно, зажгло в нем желание увидеть эксперимент своими глазами.
В предыдущих литографических альбомах, таких как «Штетл. Мой разрушенный дом. Воспоминание» (1923 г.), художник стремился передать опыт еврейской жизни в местечке через особый формальный лексикон. Тёмные тона, экспрессионистское искажение фигур и нарушение традиционной перспективы породили мрачные образы, на основе которых лежала постоянно присутствующая угроза погромов. Напротив, идея возрождения евреев на земле, предложенная в парижском альбоме, опиралась на мягкие штрихи, высокий тоновой ключ и большую натуралистичность.  
Один из самых интересных моментов в этом альбоме касается перехода от старого мира к новому, ведь переселенцы несли с собой культурное наследие, которое нелегко вписывалось в их новое окружение. Литография под названием «Вечернее настроение» синтезирует это противостояние в мотиве сломанного шкафа на открытом воздухе – предмета, который владельцы привезли из местечка, не подозревая, что он не поместится в скромных хижинах крымской степи. Подобное проявление штетла в мире советского еврейства можно увидеть и на листе «Синагога в бараке» – редком для периода государственного атеизма изображении. Намекая на условную трактовку пространства, свойственную серии «Штетл», художник представляет импровизированную синагогу как хрупкое хранилище традиций посреди полей. 
«На еврейских полях Украины» был опубликован общим тиражом в 300 экземпляров на трёх языках (идиш, английский и французский). Стоит отметить, что в собрании МИЕВРа хранится один из немногих подписных номерных экземпляров на идише с цветными литографиями.

Август

Еврейская земледельческая колонизация в СССР... в коллекции Музея

На материалах нашего Музея успешно прошла защита первого диплома на степень магистра. 
Наверное, ничего особенного в этом нет, но в жизни нашего музея это впервые. И определенно можем сказать, что этот опыт позитивный! Мы с радостью воспользовались предложением дипломантки опубликовать те фрагменты ее исследования, которые относятся к материалам, предоставленным нашим музеем. С ее разрешения публикуем также немного справочной информации:
Место защиты: Факультет гуманитарных наук НИУ Высшая Школа Экономики (Магистерская программа «История художественной культуры и рынок искусства»).
Тема: Еврейская земледельческая колонизация в СССР и её репрезентация в советском и американском межвоенном искусстве.
Название: Землеустройство евреев в СССР через призму изобразительного искусства (1925–1937 гг.): политика и поэтика репрезентации.

Предпосылки или о чем шла речь в работе:
«В 1924 году советское правительство запустило кампанию, направленную на превращение масс еврейских разносчиков, лавочников и мелких торговцев, живших в бывшей черте оседлости, в земледельцев. Образ возрожденного еврея, работающего на земле, не только поощрялся большевистским режимом для демонстрации предполагаемого успеха национальной политики: он также захватывал воображение художников и зарубежных благотворительных организаций, надеющихся на еврейскую эмансипацию и культурную автономию в Советском Союзе. Результатом этих пересекающих точек зрения стал ряд репрезентаций «нового еврейского земледельца» в искусстве и визуальной культуре межвоенного периода.  
В выпускной […] работе были рассмотрены некоторые произведения изобразительного искусства, созданные в связи с контекстом еврейского землеустройства в южной Украине, Крыму и Биробиджане между 1925 и 1937 годами. Хронология начинается с поездки Иссахара Бера Рыбака в колонии Херсона и Крыма летом 1925 года (опыт, результатом которого стала публикация через год в Париже альбома «На еврейских полях Украины») и завершается финансируемыми государством целевыми творческими командировками 1930-х годов». 

Март

Тышлер, Чайков, Эпштейн и другие…

6 марта в Еврейском музее и Центре толерантности открылась выставка «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие», которая посвящена одному из наиболее ярких периодов в культуре российских евреев. 
После революции талантливые еврейские художники и литераторы устремились в Москву и Петроград, где сыграли важнейшую роль в формировании и развитии советского авангарда. В то же время, благодаря обретенной свободе творчества, в еврейской культуре начался период небывалого национального подъема и интереса к национальному искусству. 
Выставка демонстрирует эволюцию еврейского авангарда в России — от актуализации еврейского народного искусства, адаптации его манеры и стилизации мотивов до авангардной стадии, выраженной в беспредметной абстрактной форме.
Крупнейшими экспериментальными площадками нового еврейского искусства были национальные театры, прежде всего Московский государственный еврейский камерный театр (ГОСЕТ). Поэтому театру посвящен довольно обширный раздел экспозиции. 
Наш музей передал на выставку более 40 экспонатов – как образцов народного декоративного искусства, так и графику, в том числе и театральную, Тышлера, Чайкова, Альтмана и др.
https://www.jewish-museum.ru/exhibitions/evreyskiy-avangard-shagal-altman-shterenberg-i-drugie/