Август

Еврейская земледельческая колонизация в СССР... в коллекции Музея

На материалах нашего Музея успешно прошла защита первого диплома на степень магистра. 
Наверное, ничего особенного в этом нет, но в жизни нашего музея это впервые. И определенно можем сказать, что этот опыт позитивный! Мы с радостью воспользовались предложением дипломантки опубликовать те фрагменты ее исследования, которые относятся к материалам, предоставленным нашим музеем. С ее разрешения публикуем также немного справочной информации:
Место защиты: Факультет гуманитарных наук НИУ Высшая Школа Экономики (Магистерская программа «История художественной культуры и рынок искусства»).
Тема: Еврейская земледельческая колонизация в СССР и её репрезентация в советском и американском межвоенном искусстве.
Название: Землеустройство евреев в СССР через призму изобразительного искусства (1925–1937 гг.): политика и поэтика репрезентации.

Предпосылки или о чем шла речь в работе:
«В 1924 году советское правительство запустило кампанию, направленную на превращение масс еврейских разносчиков, лавочников и мелких торговцев, живших в бывшей черте оседлости, в земледельцев. Образ возрожденного еврея, работающего на земле, не только поощрялся большевистским режимом для демонстрации предполагаемого успеха национальной политики: он также захватывал воображение художников и зарубежных благотворительных организаций, надеющихся на еврейскую эмансипацию и культурную автономию в Советском Союзе. Результатом этих пересекающих точек зрения стал ряд репрезентаций «нового еврейского земледельца» в искусстве и визуальной культуре межвоенного периода.  
В выпускной […] работе были рассмотрены некоторые произведения изобразительного искусства, созданные в связи с контекстом еврейского землеустройства в южной Украине, Крыму и Биробиджане между 1925 и 1937 годами. Хронология начинается с поездки Иссахара Бера Рыбака в колонии Херсона и Крыма летом 1925 года (опыт, результатом которого стала публикация через год в Париже альбома «На еврейских полях Украины») и завершается финансируемыми государством целевыми творческими командировками 1930-х годов». 

Март

Тышлер, Чайков, Эпштейн и другие…

6 марта в Еврейском музее и Центре толерантности открылась выставка «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие», которая посвящена одному из наиболее ярких периодов в культуре российских евреев. 
После революции талантливые еврейские художники и литераторы устремились в Москву и Петроград, где сыграли важнейшую роль в формировании и развитии советского авангарда. В то же время, благодаря обретенной свободе творчества, в еврейской культуре начался период небывалого национального подъема и интереса к национальному искусству. 
Выставка демонстрирует эволюцию еврейского авангарда в России — от актуализации еврейского народного искусства, адаптации его манеры и стилизации мотивов до авангардной стадии, выраженной в беспредметной абстрактной форме.
Крупнейшими экспериментальными площадками нового еврейского искусства были национальные театры, прежде всего Московский государственный еврейский камерный театр (ГОСЕТ). Поэтому театру посвящен довольно обширный раздел экспозиции. 
Наш музей передал на выставку более 40 экспонатов – как образцов народного декоративного искусства, так и графику, в том числе и театральную, Тышлера, Чайкова, Альтмана и др.
https://www.jewish-museum.ru/exhibitions/evreyskiy-avangard-shagal-altman-shterenberg-i-drugie/