ТУ БИ-ШВАТ

ТУ БИ-ШВАТ (букв. на иврите – «15 число месяца Шват») – один из небольших еврейских праздников, который отмечается в середине последнего зимнего месяца Шват (приходится обычно на январь – февраль). Этот праздник часто называют «Новый год деревьев», так как в это время деревья просыпаются после зимней спячки.  
В Библии нет упоминаний об этом празднике, но уже в Мишне, сочинении III в. н. э., Ту би-Шват упомянут в череде нескольких дней, отмечающих начало нового, в том числе, сельскохозяйственного, года. Последующая еврейская традиция считает, что к 15-му числу месяца Шват уже действительно становится теплее, и можно начинать сажать новые деревья.
В Библии запрещается есть плоды дерева, пока оно не достигнет трехлетнего возраста: до этого срока они считаются посвященными Богу и не дозволенными для людей. Отсчет идет с 15-го дня месяца Шват, поэтому Ту би-Шват стал ассоциироваться с праздником деревьев. 
В последующей раввинистической литературе упоминаний о праздновании Ту би-Швата не встречается. В еврейских средневековых общинах Германии есть свидетельства X в. о том, что в этот день принято прерывать пост и траур. В более позднее время ашкеназские общины отмечали Ту би-Шват особой трапезой, на которой ели орехи, свежие и сушёные фрукты, символизирующие урожаи плодов с деревьев, выращенных в Земле Израиля. Особенно популярны фиги (инжир), финики, изюм, гранаты, миндаль, оливки. В сефардских общинах долгое время сохранялся только запрет поститься и скорбеть в этот день. Широкую популярность Ту би-Шват приобрел не ранее XVI в., прежде всего у каббалистов Цфата, а затем — в ряде сефардских общин. В ряде сефардских общин он называется Праздником плодов, во время которого исполняют специальные гимны (complas) и зажигают свечи.
В Израиле этот праздник приобрел особую популярность. С начала XX в. в первых сионистских поселениях на Святой Земле этот день стал отмечаться как праздник оживления, возрождения природы и сопровождался повсеместной посадкой деревьев. В диаспорах стало принято собирать пожертвования на закупку саженцев для Израиля. В массовых посадках принимают активное участие дети и молодежь, связывая озеленение страны с ее возрождением. С большим энтузиазмом в этом участвуют киббуцы. Седер Ту би-Швата стал популярен среди светских евреев, из него исчезли каббалистические мотивы, и осталась совместная трапеза со множеством фруктов нового урожая, молодым вином и чтением стихов, пением песен и т.п.