Видеть и помнить: Эстетика сакрального в еврейской визуальной культуре
Мизрахи, шивити, амулеты, лубки, портреты раввинов и таблицы йорцайт из коллекции Музея истории евреев в России. Этот малоизвестный широкой публике материал наглядно отражает визуальную культуру российских евреев и эстетику их традиционного быта.
В еврейской традиции зрение («вѝдение») и память представляются важнейшими инструментами познания Бога и поддержания постоянной связи с Ним. Религиозная традиция тесно связывает зрение («вѝдение») и память в их функциональном значении в процессе познания и выполнении заповедей. В таком контексте память («воспоминание») осмысляется как восстановление единства разъединенных ощущений, т.е., подразумевается, «чтобы вспомнить, необходимо увидеть». Духовная реальность для ее полноценного восприятия и переживания должна принять зримые формы, иначе и память о ней окажется неполноценной.
Этим целям служат визуальные образы, «виды», которые нашли свое воплощение в особых жанрах еврейского народного изобразительного искусства. К ним относятся: «шивити», «мизрахи» – декоративные таблички на восточной стене дома, указывающие направление молитвы в сторону Иерусалима, а также портреты знаменитых раввинов, талмудистов и хасидских цадиков, различные амулеты – «камеи» и «йорцайт» – таблицы для записи дней поминовения усопших родственников.
Шивити, мизрахи и другие типы народных картинок приобрели большое распространение в среде восточноевропейского и российского еврейства с начала XIX века. В Восточной Европе и в «черте оседлости» рисованные или печатные «виды» и амулеты стали неотъемлемым атрибутом традиционного интерьера еврейского дома и синагоги, сопровождая жизнь людей в будни и праздники.